Лица рейтинга Кейсы Мероприятия Новости партнеров

Елена Бондаренко, МШУ «Сколково»: «Предприниматель, в отличие от коммерсанта, создает новую ценность»

27 декабря 2019

Вы узнаете: чем рост компании отличается от ее развития и в чем особенность образовательных программах для предпринимателей.


Об авторе: 

Елена Бондаренко, генеральный продюсер программ для малого и среднего бизнеса Московской школы управления Сколково.


В России уже сформировался класс собственников частных компаний средней руки, но их количество существенно не растет. И все это на фоне увеличения числа стартапов и самозанятых. Если число средних и растет, то только за счет экспорта бизнеса. Это значит, что у руководителей не формируются управленческая и технологическая компетенции.

Не исключено, что существенные подвижки произойдут через несколько лет. Чтобы стартап стал малым бизнесом, а малый трансформировался в средний, должен пройти определенный этап. В этой зоне потенциального превращения малого бизнеса в средний мы в бизнес-школе Сколково спроектировали и запустили несколько образовательных программ. Например, программу СКОЛКОВО Практикум.

«Задача образования – работать с образом будущего»

У каждого бизнеса есть жизненные циклы. В этом плане велика разница между стартапом и традиционным микробизнесом, между малым бизнесом и средним. Это совершенно разные организационные модели, у них разная логика управления и развития. Бизнес-образование имеет значение именно в точках перехода – в зонах предпринимательского риска, в рамках пересборки бизнес-моделей.

Рост компании подразумевает улучшения на базе работающей модели, системы управления, команды и продукта. Развитие предполагает пересборку, пересмотр отношения к рынку, изменение партнерской конструкции, штата. Вовремя проведенная и качественная пересборка обеспечивает переход на ступень выше.

Мы - образовательная система, основанная на «образовательном инжиниринге». Анализируем ситуации учеников, после чего формируем программу под конкретные кейсы. СКОЛКОВО Практикум состоит из нескольких образовательных режимов, связанных с развитием предпринимательского мышления. Предпринимательству научить нельзя, однако можно создать условия, при котором оно будет развиваться.

Задача образования – работать с образом будущего. С одной стороны, программа должна сформировать представления о том, как действовать дальше. С другой, создать безопасную и доверительную среду для предпринимателей.
Сам по себе процесс обучения интеллектуально сложный. Люди, которые проходят у нас ту или иную программу, похожи друг на друга - в плане социального и делового опыта, а также этики. Настоящий предприниматель создает ценности, и это отличает его от коммерсанта. Последний – торговец по своей форме деятельности, он покупает и перепродает. И ему страшно, что у него кто-то что-то скопирует, украдет. Предприниматель, в свою очередь, создает принципиально новую ценность, которую невозможно скопировать. Поэтому люди, претендующие на звание «предпринимателя», работают с контуром будущего. Они очень быстро идентифицируют людей вокруг себя и понимают, кому можно доверять и с кем разговаривать.

За что мы конкурируем? Конечно, за время наших учеников. Даже в процессе обучения «соревнуемся» с их смартфонами, в которых продолжаются операционные дела.

Наша задача - и мы стараемся прагматично ее выполнять, - чтобы образование имело непосредственное отношение к бизнесу. Я всегда говорю: «Друзья, то, что вы делаете на Практикуме, – ваша работа. Вы, как предприниматели, должны заниматься проектированием модели развития вашего бизнеса. Так уж сложилось, что за пределами программы у вас нет на это времени. Хотя именно этим вы и должны заниматься, будучи собственниками бизнеса».

Мы не отрываем от работы – вместо этого создаем место, где предприниматели могут заниматься тем, чем должны. Конструкция программ построена так, что кейсом является собственный бизнес. Люди приходят к нам с конкретным запросом, который связан с развитием компании. И мы им занимаемся. Не функционированием, не операционной эффективностью - только развитием бизнеса в лабораторных условиях.

«Наши программы - про развитие мышления»

В сфере образования за последнее время произошло несколько технологических прорывов, которые касаются онлайн-подготовки и онлайн-курсов. Однако следует понимать, что на сегодняшний день эти технологии решают лишь две образовательные задачи - передачи знаний и навыков. Да, можно учить английский язык по Скайпу, для этого существуют классные платформы. Но наши программы не про знания и не про навыки, они - про развитие мышления. И туда искусственный интеллект и технологический пакет еще не дошли. Разумеется, все это будет, это неизбежно. Но пока мы проводим программы по построению развития предпринимательских проектов в офлайне - с использованием технологий, которые работают пока только в аналоговом режиме.

Куда все будет двигаться? Наша аудитория – «35+», управляющие собственники малого и среднего бизнеса, чьим компаниям от семи до двенадцати лет. Через пять лет придет другое поколение, и вопрос в том, как оно будет учиться. У тех, кому сейчас 25-30, способ восприятия информации уже иной. Будем перестраивать наши программы: больше медиа, больше звука, больше интерактивности, иммерсивности и вовлечения.

Фактически, каждый студент на программе СКОЛКОВО Практикум является заказчиком на развитие того бизнеса, который он представляет. По результатам программы он или она формирует индивидуальный пакет решений для своего бизнеса, своей команды и себя лично. 

У нас нет экзаменов, было бы странно ставить оценки предпринимателям. Выход из программы заключается в проведении своего рода совета директоров – презентации стратегии развития, которую предприниматель разработал на программе СКОЛКОВО Практикум, перед своей командой, партнерами.

Как оценить эффективность программы? Мы производим три замера. Первый связан с мышлением участников. Второй – трансформационный: мониторим изменения, которые предприниматели запускают в своих компаниях. Третий показатель связан с ростом деятельности: смотрим на выручку, оборот, сколько проектов выпускники запустили, сколько партнерств создали, насколько проще стало вести бизнес.

«После окончания обучения мы не исчезаем»

Кто-то из наших выпускников признается: «Хорошо, этого достаточно. Вы меня так загрузили, что этого материала мне хватит еще года на три». А кто-то приходит уже через год и говорит: «Я все сделал, что планировал, давайте разговаривать дальше».

После окончания обучения мы никуда не исчезаем. К примеру, у нас есть программа Практикум Штаб, в которой руководитель участвует вместе со своей командой и достраивает стратегию уже вместе с ней. Есть и лидерские программы, когда собственник хочет проработать личную стратегию.

Все программы – интенсивные. Программа СКОЛКОВО Практикум состоит из пяти ежемесячных модулей по пять дней каждый. СКОЛКОВО Practicum Global Shift и вовсе не столько программа, сколько образовательное пространство, в рамках которого проходят три трека: «Глобальная компания», «Глобальная игра» и «Глобальное лидерство». Кроме того, мы организовываем бизнес-экспедиции в разные страны мира. И предприниматель сам решает, что из этого ему больше подходит.

У нас неимоверно высокие требования к спикерам и наставникам. Технологию предпринимательского моделирования ведет Алексей Комаров, за спиной которого более 20 лет работы в этой сфере. Треком по управленческим инструментам развития бизнеса занимается Александр Тильдиков, лучший специалист России в данной теме. Треком по формированию личной стратегии собственника руководит Геннадий Станкевич. Помимо этого, конечно, у нас есть приглашенные спикеры - действующие предприниматели, которые рассказывают свои кейсы. Однако наша задача не в том, чтобы передать чужой опыт, а в том, чтобы участники программы актуализировали свой.

Каждое утро участники занимаются спортом: специальные практики для развития ресурсности тела, ведь предприниматель – это человек, который находится в постоянном стрессе, и он должен уметь управлять энергиями. С четвертого модуля к участникам присоединяются успешные выпускники, начинаются экспертизы проектов. Бывшие участники сами становятся экспертами, изучают, подсказывают.

Чем больше группа, тем эффективнее. Сейчас у нас одномоментно проходят обучение 50-60 человек. Развитие и образование предпринимателя связано с экосистемой. Фактически мы воспроизводим экосистему в лабораторных условиях. Одно из средств усиления предпринимателей – передача им навыка создания для себя коммуникативной среды, поддерживающей их проекты и работающей на их усиление. На программе мы создаем пространство коммуникации, сопровождающей создание и реализацию предпринимательского проекта. 

Мы за современное, интересное, новое образование с творчеством, без границ возраста и догматизма.