Лица рейтинга Кейсы Мероприятия Новости партнеров Бизнес-статьи

Как директору выступить на публике и не облажаться

08 июня 2020

Чему научит статья: захватывать внимание слушателей с первых слов, правильно строить речь и запомимнаться публике.

Секрет легкого и яркого выступления кроется не в таланте спикера. Это подготовка и знание правил построения речи и поведения на публике. Если вы научитесь следовать этим правилам, то аудитория всегда будет слушать вас с интересом и благодарностью. Автор книги рассказывает, как завладеть вниманием публики, удержать его до самого конца выступления и сделать так, чтобы вашу речь запомнил каждый слушатель.

Начните с самопрезентации

Если вы рассчитываете на внимание людей, то перед выступлением спросите себя: «Почему они будут меня слушать?» Аудитория тоже должна узнать ответ на этот вопрос. Поэтому начинайте всегда с небольшой самопрезентации. Помните главный закон: любое выступление — это диалог. Ваша задача — сразу зацепить внимание публики.

Есть пять основных случаев, когда мы все внимательно слушаем спикера.

1. Перед нами известный человек, признанный авторитет, ньюсмейкер. Это может быть как Герман Греф, так и Сергей Шнуров — мы будем слушать этих людей.

Подумайте, чем вы можете восхитить и удивить слушателей, чтобы предъявить себя в качестве авторитета. Для любой коммуникации главное понимать целевую аудиторию.

2. Перед нами человек, который говорит о нас. В первую очередь всех людей интересуют они сами. Слушателю интересно, когда спикер говорит о нем. Например, хвалит, ругает, оценивает работу. Это может быть что-то, что относится к слушателю: дом, город, машина, профессия. Когда готовитесь к выступлению, ответьте себе на вопрос: «Что за люди будут меня слушать?»

3. Перед нами человек, который рассказывает необычные вещи. Это может быть информация, которая удивит слушателей. Во время выступления это может быть зачин типа «а знаете ли вы, что…». Расскажите о чем-то, что слушателям захочется потом пересказать своим друзьям, и тогда вас запомнят.

4. Перед нами человек, который говорит что-то необходимое для нашей работы или личного развития. Тогда аудитория больше заинтересована, чем удивлена. Если ваше выступление делает слушателей более профессиональными, успешными, то они не пожалеют о потраченном времени.

5. Спикер нас развлекает. Он может веселить или пугать публику — воздействовать на эмоции. Тут важна мимика, жесты, слова — общая харизма человека. Все это помогает удерживать внимание аудитории.

Во время выступления старайтесь выполнить все пять требований: говорите о полезном, рассказывайте новые неожиданные вещи, говорите со слушателями о них, развлекайте аудиторию и покажите, что вы авторитет.

 

 

Ошибки

Во время самопрезентации люди чаще всего допускают три распространенные ошибки.
1. Монолог о себе. Большинство воспринимает самопрезентацию как необходимость рассказать о себе. Это логично, но неправильно. Когда вы выступаете с самопрезентацией, то должны помнить, что вас слушают. Значит, вы ведете диалог. Даже если собеседник не отвечает, у него все равно рождаются мысли, эмоции и ассоциации на ваши реплики. Когда вы говорите только о себе, выступление превращается в скучный монолог.
Например, один из лучших способов наладить коммуникацию это комплименты. В начале речи похвалите собеседника, и дальше он будет слушать вас внимательно. Вы можете сказать что-то хорошее о компании, которую представляют слушатели, похвалить за интересные вопросы к предыдущему оратору.
2. Несоблюдение хронометража. Хороший оратор точно укладывается в отведенное ему время. Например, если есть минута, то он не имеет права говорить тридцать секунд или две минуты. Если репетировать выступления, то вы можете развить свое чувство времени. Можно открыто следить за временем и предупредить аудиторию, что вы не хотите нарушать хронометраж.
3. Лишние подробности. Простой способ завоевать внимание аудитории — рассказать историю. Во время выступления можно использовать прием «однажды…». Начните со слов «расскажу одну историю», «вчера со мной такое приключилось». Но нельзя перегружать рассказ подробностями. Старайтесь уложиться в несколько предложений.

Цепляйте аудиторию

Счетчик на YouTube показывает, что каждые восемь секунд люди переключают видео с одного на другое. Поэтому спикер должен с первых секунд захватить внимание слушателей. Один из способов — начать выступление с фразы «знаете ли вы, что…». А после расскажите о вещи или факте, которые доподлинно знаете благодаря профессии или своей образованности. Удивите слушателей так, чтобы они тоже захотели поделиться с кем-нибудь вашей информацией.

Помните, хороший экспромт возможен лишь в сфере, где вы все знаете, или по теме, с которой вы много раз выступали.

Прежде чем говорить, подумайте: будет ли интересно вашим слушателям то, что вы собираетесь сказать. Ставьте себя на место слушателей до начала выступления и честно редактируйте речь, иначе вас будут избегать.

Ошибки

1. Говорить то, что все и так знают. Например, если вы расскажите о теории шести рукопожатий, это вряд ли кого-то зацепит. Факт слишком известен и не вызывает «вау-эффекта».
2. Сказать что-то интересное, но не пояснить мысль. Нужно следить за тем, чтобы рассказ не превратился в лирическую зарисовку, из которой непонятно, что необычного в ваших словах.
3. От факта перейти к назиданию или самопиару. Люди не любят, когда их пытаются учить и общаются с ними «сверху вниз». Особенно никому не нравится, когда их «используют» в коммерческих целях.

Следите за чистотой речи

Оратору нужна грамотная речь и правильная дикция. Можно удачно шутить и говорить о важных для аудитории вещах, но если коверкать слова и неправильно ставить ударения, то к вам не будут относиться серьезно. Невнятную речь люди тоже будут пытаться разобрать только первые пару минут, а потом переключатся на свои мысли.

Во время выступления важна дикция, дыхание и звучание голоса. Чем ниже голос, тем приятнее его слушать. Говорите только на выдохе, а во время пауз набирайте воздух через нос. Микрофон держите на 10 см ниже рта, на одном расстоянии — и не размахивайте им.

Речь становится красивой и полнозвучной, когда при произнесении звука «а» мы открываем рот не меньше чем на ширину двух пальцев, «о» и «у» — одного большого пальца. Первое время можно использовать чрезмерную артикуляцию, чтобы ваш речевой аппарат привык к активности.

Если планируете выступать перед публикой, то регулярно занимайтесь техникой речи и гимнастикой артикуляционного аппарата.

«Рисуйте» картинку

Люди часто используют выражения: «очень умная девушка», «отличная пара», «хороший человек». Подобные характеристики ничего не говорят о человеке. Мы не запоминаем тех, о ком рассказывают с помощью прилагательных. Запоминаются существительные и глаголы. С их помощью мы «рисуем» картинку, и образ человека оживает. Слушатели сами должны сделать вывод, что девушка умная или пара отличная.

Не описывайте человека прилагательными, а используйте интересные факты. Простая история опишет человека лучше.

Например: «Мой дед воевал, потом был председателем колхоза. Он сам построил дом, это был самый красивый дом в деревне. Любил женщин, бабушка ревновала, но знала, что он не уйдет. Однажды он меня маленького взял рыбачить, и я потерял весла от лодки, нас понесло в море, а дед сказал: ну мы же мужики с тобой! — и греб руками, и меня заставил, и мы доплыли до берега».

Теперь мы видим этого человека как живого, хотим пообщаться с ним. Попробуйте составить текст с описанием значимого для вас человека, а потом вычеркните все лишнее.

Используйте четкие формулировки

Идеальное выступление должно содержать только одну мысль. Особенно если оно короткое. Тогда идея запомнится. А чтобы она запомнилась верно, используйте формулу «сказал — доказал». Вы высказываете тезис и сразу приводите к нему доказательства: примеры, истории, цифры. Используйте факты, а не эмоции.

Посмотрите несколько выступлений спикеров конференции TED или TEDх. У каждого спикера есть одна четкая мысль, которую он формулирует в начале выступления. Потом, в течение 12–18 минут, эта мысль становится очевидной для слушателя, поскольку спикер приводит интересные истории, цифры и факты. Он повторяет главный тезис несколько раз — это правильно.

Главное перед выступлением — найти свой основной тезис. В вашей профессиональной и практической жизни есть идеи, которые вы считаете достойными распространения. Сформулируйте их так, чтобы другие люди могли над ними задуматься и захотели донести до других.

Пять правил

Есть несколько правил для выступления в формате «сказал — доказал».

1. Нужна одна сильная мысль и несколько ее доказательств. Драматургию подобного выступления необходимо выстраивать так, чтобы самое веское доказательство вы приводили в конце. Тогда у аудитории не останется сомнений и возражений.

2. Всегда оставайтесь спокойным. Во время выступления плакать может кто-то один: или спикер, или слушатель. Если хотите, чтобы смеялся или плакал слушатель, то сами не плачьте и не смейтесь. Не важно, какие эмоции вы испытываете сами в этот момент.

3. Не забывайте о личных историях. Выступление звучит интереснее, если вы говорите о своем личном опыте.

4. Используйте иронию. Подумайте, где ее можно использовать, а где нельзя. Человека с чувством юмора всегда слушают с благодарностью. Если вы ни разу не рассмешили публику во время вашего обычного выступления или презентации, значит, вы плохо подготовились.

5. Отступайте от правил. Даже от правила «сказал — доказал», если чувствуете, что в данной теме и для данной аудитории эмоции будут важнее. Вы можете использовать противопоставление разумного и эмоционального.

Структурируйте выступление

Простая структура, известная со времен Цицерона, — триада. Человек легко запоминает три вещи, но часто путается, когда нужно запомнить четыре. Когда спикер начинает речь со слов «есть три вещи, которые отличают меня от ровесников», нам сразу становится интересно.

Если речь организована и уложена в четкие рамки, то аудитория не отвлекается и слушает с удовольствием. Если материала много, разделите его на три большие части, а каждую часть еще на три раздела и т. д. В конце каждого раздела повторяйте основные выводы и главную мысль.

Лучше в самом начале речи сказать: «У меня есть три новости», «Расскажу о трех своих качествах», «Есть три фразы, которые перевернули мою жизнь» и т. д. Вы можете использовать и другие структуры, главное — продумайте варианты заранее. Вас будут слушать — внимательно и до конца.

+
 

Упражнения для развития четкости речи

Упражнение для губ: попеременно растягивайте губы в широкой улыбке, затем максимально вытягивайте вперед. Можно также делать это вправо и влево.

Упражнение для языка — «лошадка». Нужно цокать языком, как в детстве. После этого сделайте упражнение «вправо — влево», попеременно касаясь языком правой и левой щеки, причем с наружной стороны.

Нижнюю челюсть тоже нужно тренировать. Самое простое упражнение — удивление: опустите челюсть максимально низко, будто очень удивлены. Забавное упражнение — «экскаватор»: нижней челюстью нужно словно копать песок — выдвигая ее вперед, затем убирая. После этого переходите к звукам. Лучше к тем, произносить которые трудно.

Первый блок сложных сочетаний: «кпти — кптэ — кпта — кпто — кпту — кпты». Второй блок: «гбди — гбдэ — гбда — гбдо — гбду — гбды». Завершите упражнения скороговорками. Например: «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ».